Начальная страница   E-mail: gvt@imemo.ru / тел. 8 (499)128-1881
Новости сайта ИМЭМО
О нас
Структура Института
Конференции
Симпозиумы
Презентации
Международные связи
Публикации
Актуальный комментарий
Периодические издания
Исследования
Международные проекты
Аспирантура
Диссертационные советы
Совет молодых ученых и аспирантов
Наши координаты
Карта сайта
English
РФ, Москва, В-71, ГСП-7, 117997
ул. Профсоюзная, 23
тел. +7 (499) 120-5236
imemoran@imemo.ru

Дата последнего обновления:


Web-master

© 1997- гг.
ИМЭМО РАН
все права защищены

О ПРОЕКТЕ


ИМЭМО РАН совместно с Институтом Брукингса (США) ведет уникальный проект, посвященный сотрудничеству России и США в области ядерного разоружения, нераспространения и гражданской атомной энергетики после объявления о «перезагрузке» двусторонних отношений и подписания нового Договора о СНВ.

Одной из основополагающих идей проекта было стремление сформулировать экспертные предложения относительно дальнейших действий двух стран еще до заключения ими нового договора о СНВ для того, чтобы избежать возникновения пауз и снижения темпа в этом важном для международной безопасности процессе. Главное внимание было решено сосредоточить на анализе путей дальнейших сокращений стратегических вооружений, ядерном нераспространении и развитии мирной атомной энергетики.

Отличительной чертой проекта стало сочетание как совместной, так и параллельной работы двух групп специалистов высочайшего класса из России и США, проведение «мозговых штурмов», разработка практически значимых рекомендаций.

В декабре 2009 г. в Вашингтоне состоялась первая встреча специалистов ИМЭМО РАН и Института Брукингса, посвященная возможным шагам России и США в области ядерного разоружения после подписания нового двустороннего Договора по сокращению стратегических наступательных вооружений.

С российской стороны во встрече приняли участие Игорь Иванов (ранее министр иностранных дел, секретарь Совета безопасности РФ) и ведущие сотрудники ИМЭМО РАН: Владимир Барановский (член-корреспондент РАН, заместитель директора Института), Александр Пикаев (зав. отделом разоружения и урегулирования конфликтов), Владимир Дворкин (главный научный сотрудник, генерал-майор в отставке). С американской стороны – Мадлен Олбрайт (видный политический и общественный деятель, ранее госсекретарь США), Строуб Тэлботт (президент Института Брукингса, ранее заместитель госсекретаря США), Джозеф Сиринсионе (президент Фонда Плоушерз) и ведущие сотрудники Института Брукингса Стивен Пайфер (ранее посол США на Украине) и Клиффорд Гэдди, старший научный сотрудник Института Брукингса.

К этой встрече российские и американские участники подготовили материалы, в которых было изложено их видение возможных дальнейших шагов двух стран, а также практические рекомендации на этот счет. С российской стороны в разработку подготовительных материалов, помимо участников встречи, внесли вклад руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО, член-корреспондент РАН Алексей Арбатов, руководитель Центра по контролю над вооружениями, энергетике и охране окружающей среды Московского физико-технического института Анатолий Дьяков.

На основе представленных докладов и прошедшего обсуждения участниками были сформулированы практические рекомендации, которые затем И.Иванов, М.Олбрайт и С.Тэлбот направили руководству России и США. Сделанные предложения были по достоинству оценены. В ответном письме И.Иванову, министр иностранных дел РФ С.Лавров выразил надежду на результативность установления партнерских отношений между ИМЭМО РАН и Институтом Брукингса, оценил сделанное предложение как весьма полезное.

Принимая во внимание исключительно актуальный характер рассматриваемых вопросов, оба института приняли решение о публикации материалов, представленных российской и американской стороной. В результате вышла в свет, изданная на базе ИМЭМО РАН на русском и английском языках брошюра «Ядерное разоружение, нераспространение, энергетика; перспективы сотрудничества между Россией и США» (Nuclear Disarmament, Non-proliferation, Energy: Developing Further U.S.–Russian Cooperation.). Она представляет собой две части – рекомендации российских (А.Арбатов, В.Барановский, А.Пикаев, В.Дворкин) и американских (Дж.Сиринсионе, К.Гэдди, С.Пайфер) экспертов. Не являясь зеркальным отражением друг друга по порядку и формулировке анализируемых проблем, эти два раздела, тем не менее, дают весьма полное представление о взглядах сторон, их подходах к решению широкого комплекса проблем в заявленных областях. Обе группы специалистов приходят к выводам, которые в заметной степени перекликаются друг с другом, предоставляют основу для дальнейшей совместной работы.

Российские эксперты выдвинули ряд предложений в области мер по дальнейшему ядерному разоружению:

- В зависимости от успеха в достижении последующего Договора СНВ-I и его ратификации, очередным шагом может стать новый Договор СНП/СНВ (СНП-II). Он мог бы, например, сократить количество оперативно развернутых боеголовок до уровня примерно 1000-1200 к 2020 г.

- Для продвижения будущих российско-американских сокращений стратегических ядерных сил приветствовалось бы неофициальное обязательство третьих государств, обладающих ядерным оружием, не наращивать свои ядерные силы, а также их согласие на ряд мер по укреплению доверия и транспарентности.

США и Россия могут на взаимной основе отказаться от планов запуска ракет, опираясь на данные, полученные от систем раннего предупреждения о ракетном нападении («запуск по предупреждению»). За этим могла бы последовать разработка качественно новых договоров по контролю над вооружениями, понижающих уровни стратегических ядерных сил посредством применения ряда технических мер и внесения изменений в характер их оперативного развертывания. США и Россия могли бы заключить соглашение с целью размещения всего тактического ядерного оружия в централизованных хранилищах на национальной территории. Такой документ включал бы перевод американского тактического ядерного оружия из Европы на территорию США. С целью снятия озабоченности России в области безопасности это необходимо увязать с активизацией обсуждения судьбы адаптированного Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ).

США и России необходимо начать процесс постепенного объединения своих систем раннего предупреждения о ракетном нападении и противоракетной обороны.

В области укрепления режима ядерного нераспространения российская сторона предложила следующие меры:

- Повышение эффективности гарантий МАГАТЭ путем расширения строгого соблюдения Дополнительного протокола, увеличения научных, технических и финансовых ресурсов МАГАТЭ для осуществления деятельности в области применения гарантий.

- США и Россия совместно с другими партнерами должны работать над укреплением существующих многосторонних режимов экспортного контроля и всеобщим соблюдением положений Резолюций Совета Безопасности ООН 1540 и 1887.

- В предстоящие годы необходимо ввести жесткие процедуры выхода из ДНЯО, существенно повысив цену за принятие подобного решения.

- США и России необходимо возглавить работу по достижению денуклеаризации Корейского полуострова и убедить Иран отказаться от вызывающих разногласия компонентов его ядерной программы.

- Необходимо, чтобы были заключены и вступили в силу новые многосторонние соглашения, прежде всего ДВЗЯИ и ДЗПРМ.

- В наиболее сжатые сроки ядерные державы должны продемонстрировать последовательный прогресс в выполнении своих обязательств по Статье VI ДНЯО. Российские эксперты выдвинули следующие предложения в сфере сотрудничества в гражданской ядерной области:

- Заканчивающаяся в 2012 г. российско-американская сделка ВОУ-НОУ помогла России занять значительную долю рынка ядерного топлива в США. После 2012 г. целесообразно продолжить практику выдачи разрешений российским коммерческим компаниям для доступа на американский рынок или даже расширить его. Это помогло бы сохранить взаимозависимость между американскими и российскими компаниями в гражданском ядерном секторе и внесло бы вклад в улучшение двусторонних отношений в целом.

- Доступ американской стороны на российские ядерные объекты с целью проверки реализации проектов по улучшению мер безопасности предполагается прекратить после завершения программ содействия. Однако дальнейшее обеспечение такого доступа способствовало бы более надежному выполнению мер по обеспечению безопасности. США могут сделать сохранение этого доступа условием для продолжения российских коммерческих поставок НОУ-топлива на гражданские ядерные рынки США после прекращения действия программы ВОУ-НОУ в 2012 г.

- В ходе реализации проектов по совместному уменьшению угрозы американские и российские ученые-ядерщики создали разветвленную сеть двустороннего сотрудничества. Ее значение выходит за пределы узкого научного партнерства и позитивно влияет на развитие более широких двусторонних политических отношений между двумя странами. Ожидаемое завершение программ помощи в предстоящие годы могло бы оказать разрушающее воздействие на это сотрудничество со всеми негативными последствиями. США и России необходимо поддерживать двустороннее научное сотрудничество в ядерной области путем сохранения временных налоговых льгот и других привилегий, а также предоставлением грантов на двусторонние проекты.

- Реанимация российско-американского Соглашения 123 откроет российский рынок для американских гражданских ядерных товаров и услуг. Оно также позволит России импортировать отработанное реакторное топливо американского происхождения из третьих стран. Заключение этого соглашения было увязано администрацией Дж. Буша с сотрудничеством России в решении ядерной проблемы Ирана. Москва считает, что она выполнила свою часть сделки. Продолжающееся нежелание США ввести в силу Соглашение 123 может подорвать доверие между США и Россией и осложнить достижение подобных неофициальных двусторонних договоренностей в будущем.

- Создание международных центров по обогащению урана представляет собой полезную инициативу, направленную на обеспечение широкого доступа к мирному использованию ядерной энергии и, в то же время, на сохранение режимов нераспространения. Однако эта идея является недостаточно проработанной. США и России вместе с другими ответственными ядерными поставщиками необходимо создать международную группу экспертов высокого уровня с целью разработать несколько вариантов создания таких центров. На более поздней стадии могут начаться многосторонние политические переговоры. Они опирались бы на предложенные варианты.

Международные проекты
 














       
Дизайн и разработка сайта - Отдел Информационных Технологий
Cайт адаптирован под Internet Explorer версии 5.5 и выше.